Поиск
тел. (343) 374-31-99, +7 912-68-63-788
e-mail: ek-memorial@yandex.ru

Иван Белокрылов

Иван Васильевич Белокрылов родился 9 октября 1922 года в Манчжурии (Китай). Родители - из забайкальских казаков.

Получил среднее образование в русской школе в Хайларе (Китай). Работал до ареста в августе 1949 г. на КВЖД поездным диспетчером. Осужден особым совещанием по статье 58 п.4 и 6 на 25 лет лагерей.

О своем аресте Иван Васильевич рассказывает так: "Поехал из Хайлара в командировку в Читу. Там на вокзале у поезда меня и "встретили", и "проводили" в МГБ... В Хайларе осталась беременная жена, потерявшая меня на много лет. Все это время она не переставала искать меня. Перебралась с дочерью, родившейся уже без меня, в Россию. А я в это время сидел в лагере, не имея возможности послать ей весточку...

Случай помог нам снова встретиться: когда меня отправили в лагерь в Джезказган, я стал искать земляков среди зэков. И нашел там своего сводного брата. Его срок окончился перед самой смертью Сталина - в 1953 году... Меня в это время перевели в другой лагерь - Джезды, и мы с братом тоже потеряли друг друга, но после бунта в Джезказганскоим лагере бывших там заключенных разбросали по другим лагерям, и в наш лагерь попал земляк, сидевший вместе с моим братом; он дал мне его адрес, а уж тот в ответ прислал письмо... моей жены, искавшей меня в России. Я немедленно написал ей. Увиделись мы только в 1956 году, когда открылись ворота каторжных лагерей. Дочери моей шел уже шестой год - я впервые ее увидел..."

9 октября 1922 года, место рождения - Манчжурия, Китай - за этими скупыми словами - удивительно трагичная судьба. Иван Васильевич закончил русскую школу, учился на художника, а в сентябре 1944 года случилась трагедия - втайне от семьи его забрали, угнали в лагеря по статье "за связь с буржуазией". Дочь родилась уже после ареста отца... Долгие 7 лет кочевал по лагерям Советского Союза. Лагерная пыль могла бы навсегда скрыть следы грубо разделенной семьи.

В июле 1956 года после пересмотра дела правительственной комиссией Иван Васильевич был освобожден из-под стражи и полностью реабилитирован. Он нашел любимых жену и дочь в Тюмени. А потом был Свердловск (ныне Екатеринбург). И работа в театре юного зрителя художником-бутафором – единственное место, занесенное в трудовую книжку художника. Возможно, именно кропотливый труд над оформлением сцены и сценических предметов, внимание к деталям и повлияли на его творчество, «наивную» живопись.

Его картины посвящены тяжелым годам ГУЛАГа, тюремному быту тех мрачных времен, которые он испытал на себе. Весь цикл связан сквозным сюжетом мытарств узника и, при желании, его можно выстроить в связную историю, будто книгу. Вот допрос, вот этап прибывает в лагерь; а вот – тюремные и лагерные будни; вот зэки поднимают мятеж, а следующая картина – его подавление.

О том, насколько страшные это были воспоминания для Ивана Васильевича, можно судить хотя бы по тому, что он никогда не говорил об этом с дочерью, он, как и другие жертвы репрессий, могли поделиться своими переживаниями лишь в узком кругу братьев и сестер по несчастью.

Все свои картины-воспоминания он приносил в Екатеринбургское Общество «Мемориал», где его хорошо понимали и где до сих пор хранится его коллекция из 19 холстов-миниатюр.

Для увеличения нажмите на фото

АрестВ камереПрибыл этапВ карьере лагеряЗэковская кухняОтчаявшийсяПредвкушениеВ помойкеКаторжные работыРасправа над восставшимиШаг влево, шаг вправоШмонТёмнаяВосстание в ДжезказганеЧерное солнцеСпираль

^ Наверх