Поиск
тел. (343) 374-31-99, +7-912-68-63-788
e-mail: ek-memorial@yandex.ru

pressa

20 мая 2011 года

Недавно «нашисты» проводили в Москве на проспекте Академика Сахарова довольно шумную и абсолютно бессмысленную акцию под названием «Белые фартуки». Кто-то из журналистов решил проверить эрудицию младопатриотов и спросил у малолеток: «Кто такой академик Сахаров?» Ответ был скорым и незатейливым: «Это который изобрел сахар!».

Я решил было, что ребенок глупо пошутил. Но потом подумал, что если массово опросить сейчас наших сограждан, особенно родившихся уже не в СССР – ответы не будут сильно отличаться от этого. Последующий обмен мнениями в ЖЖ подтвердил – молодежь не знает об академике ни-че-го.

Даже для тех немногих, кто что-то про него слышал, Сахаров – это только лицо на барельефах: «здесь жил и работал выдающийся… тра-та-та…» или, возможно, монументальная бронзовая фигура на высоком пьедестале.

Исследование 12 км задача не из легких. Сложно узнать то, что долгое время тщательно скрывалось. Мемориал жертвам политических репрессий на 12 км Московского тракта установлен в 1993 году, но сегодня мало, кто о нём знает, кроме тех людей, чьи судьбы непосредственно переплетаются с этим местом.

Для того, чтобы узнать историю Мемориального комплекса , я решила обратиться за помощью к Виктору Михайловичу Черкасову, председателю «Ассоциации жертв политических репрессий» в Свердловской области.

- Виктор Михайлович, что вы можете рассказать об истории 12 км?

- Вы знаете, я расскажу вам только то, что изложено в работе Юрия Смирнова «Как это было…»

В декабре ушедшего 2009 года исполнилось 19 лет со дня смерти Андрея Дмитриевича Сахарова. Это был один из величайших учёных, инженеров и общественных деятелей ХХ века, его достижений в разных областях хватило бы на несколько ярких жизней.

Работая в годы Второй мировой войны на оборонном заводе в Ульяновске, он предложил новый метод контроля качества боеприпасов, вошедший в учебники как «метод Сахарова». Затем он играл одну из ключевых ролей в создании советского термоядерного оружия, за что был трижды награждён званием Героя Социалистического Труда.

Филиппов Герман Александрович, на протяжении многих лет является заместителем председателя ассоциации жертв политических репрессий. Он занимается историей репрессий, внимательно изучает расстрельные дела людей, которые пострадали в 30-50 годы, дела людей, которые нашли свой последний приют на 12 км.

- Герман Александрович, что вы мне можете рассказать об истории 12 км?

- Историю этого места можно узнать из книги Мартынова «Живые убитые», там приведена очень интересная статья Г. Шеварова «Мне сказали держать язык за зубами». Он пишет, что беседовал с человеком, который не назвал своей фамилии, так как он служил в милиции и давал подписку о неразглашении. В 1968 году на этом месте должны были построить тир, когда равняли площадку, трактор провалился под землю. Тогда впервые были обнаружены останки, но дело «замяли» и никто об этом не узнал. В 30 годах недалеко от этого места, находилось хозяйство НКВД. Там, где сегодня находится «Мемориал» были шурфы, где старатели до революции добывали руду и различные металлы. Когда начались массовые расстрелы, то убитых свозили к этим шурфам, сбрасывали в них и закапывали.

С отцом Петром Менгелёвым мы встретились в духовной семинарии, где он не только духовный наставник, но и проректор. Изучая историю 20 столетия, в частности, историю репрессий 30-40 годов, я поняла, что моё исследование не является полным, так как умалчивается о том, как видят и рассказывают историю священнослужители. Об этом молчали практически весь 20 век и сегодня говорят лишь вскользь.

Со своими вопросами я обратилась к о. Петру.

- о. Пётр расскажите , какой взгляд на историю у священнослужителей? 

- Это достаточно сложный вопрос. Русская история 20 века, до сих пор до конца не может быть понята. Нужно объяснить предшествующий период, а чтобы рассмотреть его нужно пересмотреть очень многие вопросы, касающееся истории России 17-19 веков. Дело в том, что было идеологическое давление. Многие вопросы были поданы однобоко, история подгонялась под идеологию. Например, Октябрьская революция. Для неё созрели условия, но этими «условиями» дореволюционная жизнь не исчерпывалась и многие «неудобные» факты замалчивались. Реальная жизнь была другой. Коль скоро случилась революция, значит общество было раздираемо противоречиями, но противоречия не могут быть однозначными. И здесь нужна, серьёзная переоценка. Нужно пересмотреть вопросы культуры, хозяйственной деятельности, уровня благосостояния.

^ Наверх