Поиск
тел. +7 912-68-63-788
e-mail: memorialural@gmail.com

коллаж

41 год назад, 2 или 3 июля 1983 года в газете «Известия» опубликовано открытое письмо четырёх академиков Академии наук СССР против Андрея Дмитриевича Сахарова. Критике были подвергнуты как его высказывания относительно проблемы ядерного сдерживания, так и моральный облик. Письмо озаглавлено «Когда теряют честь и совесть», авторы – академики А. А. Дородницын, А. М. Прохоров, Г. К. Скрябин, А. Н. Тихонов

В письме они утверждали, что Сахаров «призывает США, Запад ни при каких обстоятельствах не соглашаться с какими-либо ограничениями в гонке вооружений, ядерных в первую очередь». По их мнению, ученый «заклинает руководителей Вашингтона продолжать их милитаристский курс, курс на конфронтацию с Советским Союзом, на военное превосходство, доказывая, что Соединенные Штаты, НАТО не должны ослаблять гонку вооружений как минимум еще 10 –15 лет», а также «умоляет тех, к кому он обращается, "не полагаться на благоразумие противника"».

«Кто же этот "противник"? Советский Союз, страна, в которой он живет», – возмущались они. 

В своем послании подписанты противопоставляли Андрея Сахарова ученым Этель и Юлиусу Розенбергам, американским коммунистам, казненным в 1953 году по обвинению в шпионаже в пользу СССР.  (Власти США утверждали, что еще в 1944-м супруги передали Советам секретную информацию о разработке атомной бомбы, советская же пропаганда настаивала, что супруги лишь призывали к ядерному разоружению.) 

Само «письмо четырех академиков» появилось на свет в связи с публикацией на Западе статьи Андрея Сахарова «Опасность термоядерной войны», однако это словосочетание авторы почему-то в своем послании не упоминают и не анализируют. 

Раскритикованная коллегами по научному цеху публикация Сахарова в американском журнале являла собой также открытое письмо, адресованное доктору Сиднею Дреллу, и касалась вопросов ядерного разоружения. Сергей Дрелл – американский физик-теоретик, а также специалист по контролю за вооружениями. 

«Большая термоядерная война – бедствие неописуемого масштаба и совершенно непредсказуемых последствий, причем вся неопределенность в худшую сторону», – писал Сахаров в открытом письме к Дреллу. Исключить этот риск, по мнению ученого, мог только настоящий, а не декларируемый военный паритет по всем видам вооружений, в том числе и конвенциональных: «Нельзя рассматривать ядерное оружие как средство сдерживания агрессии, осуществляемой с применением обычного оружия», – писал он.

Если внимательно прочесть это послание, становится ясно, что он, конечно же, не призывал к милитаризму. Это было открытое обсуждение с американским коллегой вопросов ядерной безопасности на планете в условиях глобального противостояния стран соцлагеря коллективному западу. Сахаров с коллегами подробно анализировали возможные последствия глобальной ядерной войны и весь ядерный потенциал мировых держав, в попытках найти оптимальную формулу безопасности для всего человечества. Андрей Дмитриевич действительно указал западным коллегам на их слабые места, например, что они разобщены, их национальные армии имеют низкую численность, «в то время, как СССР и другие страны социалистического лагеря имеют многочисленные армии и проводят их интенсивное перевооружение, не жалея на это средств». Он также призывал не забывать, что СССР ведет экспансионистскую политику, и что «по ряду позиций у СССР прямо сейчас есть стратегическое преимущество». По его мнению, это преимущество увеличивало риск термоядерной войны и значительно ухудшало переговорные позиции демократических государств в глобальном противостоянии двух мировых систем. 

Сахаров, действительно, предлагал западным политикам не полагаться на одно лишь благоразумие советских вождей и их заверения. Он также подчеркнул, что граждане соцлагеря, в целом стремясь к миру, не в силах оказать на собственную тоталитарную власть такое же мощное воздействие, которое оказывает на свои правительства антивоенная общественность стран демократических, и это также ведет к перекосу мирового баланса сил. 

В 1979 году СССР «блестяще» подтвердил его опасения, начав войну в Афганистане. 

«Письмо четырех академиков» было далеко не первое порочащее письмо в отношении А. Д. Сахарова от представителей советской «возмущенной общественности». Например, 29 августа 1973 года газета «Правда» уже публиковала Письмо 40 членов Академии наук СССР против него, а через несколько дней подоспело письмо возмущенных советских литераторов с критикой Сахарова и Солженицына, «клевещущих на наш государственный и общественный строй». 

И когда в 1975 году Сахарову была присуждена Нобелевская премия в области сохранения мира, в советских газетах снова появились схожие коллективные письма деятелей науки и культуры, но, как показало время, это были всего лишь пятна на солнце...

И вот что пишет о деятельности Андрея Дмитриевича журналист Сергей Лесков уже в 21 веке:

«Еще в тот год, когда фамилия Сахаров сопровождалась оскорбительными эпитетами, на практике начинали реализовываться его, прежде казавшиеся утопическими, предложения по разоружению (например, о раздельном сокращении баллистических ракет и ракет средней дальности, о необходимости сокращения обычных вооружений, о дестабилизирующем факторе ракет шахтного базирования и др.), набирали вес гуманистические тенденции, менялась общеполитическая ситуация в стране и в мире, и даже война в Афганистане уже не вызывала обязательного прежде безусловного одобрения. Иные из тех, кто проклинал А. Д. Сахарова в самые тяжелые для него годы, сейчас записываются в его друзья».

(Из сборника «Атомный проект 2», Составители: Сергей Лесков, Дмитрий Хазанов. 2016 г.)

 

По открытым источникам.

Добавить комментарий


^ Наверх