20 декабря 2023 президент России В. В. Путин традиционным видеообращением поздравил работников и ветеранов органов безопасности с профессиональным праздником. История этого праздника много говорит о нынешней обстановке в нашей стране.
Все началось 20 декабря 1917 года. В тот день Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР. Инициатором создания ВЧК был В. И. Ленин. Первым председателем ВЧК – Дзержинский. Так началась история советской политической полиции. Органы госбезопасности СССР с самого своего возникновения были нацелены не только на пресечение контрреволюционной деятельности, но и на истребление целых категорий людей, которых советская власть превентивно объявила своими врагами и «чуждыми элементами».
6 февраля 1922 года взамен упраздненной ВЧК было создано государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. Аналогичные структуры организовались и в некоторых других республиках, вошедших впоследствии в состав СССР. После образования Советского Союза ГПУ республик вошли в состав Объединенного государственного политического управления СССР – ОГПУ. В 1924 году в оперативное подчинение ОГПУ были переведены все местные органы милиции и уголовного розыска. Руководство ОГПУ получило право назначать, перемещать и увольнять работников милиции и угрозыска, а также использовать в своих целях их гласный состав и негласную агентурную сеть. Так произошло слияние органов государственной безопасности и органов внутренних дел и окончательное преобразование их в настоящую политическую полицию. С начала 1930-х годов органы ОГПУ приступили к массовым политическим репрессиям.
За время своего существования политическая полиция в СССР пережила много мутаций и сменила несколько названий: на смену ОГПУ пришел НКВД, затем его сменил НКГБ и затем – МГБ СССР. После смерти Сталина МГБ сменил КГБ СССР. Во всех своих воплощениях до самого конца существования Советского Союза эти структуры сохраняли свою репрессивную суть.
В ночь с 21 на 22 августа 1991 года председатель КГБ СССР В. А. Крючков был арестован за активное участие в деятельности ГКЧП. Формально считается, что Крючков лишился своего поста 28 августа из-за отставки союзного правительства. Отчасти в связи с этим к концу 1991 года Комитет государственной безопасности СССР прекратил было своё существование, чтобы потом снова возродиться под другим названием. В наши дни к органам государственной безопасности или спецслужбам РФ относят такие структуры, как ФСБ, СВР, ГУСП, ФСО, ранее входившие в состав КГБ СССР.
ФСБ России была создана 3 апреля 1995 года на базе Федеральной службы контрразведки и позиционировалась тогда, как принципиально новая отечественная спецслужба. Но причем же здесь дата 20 декабря?
Дело в том, что сотрудники старых советских спецслужб в течение многих десятилетий неофициально отмечали 20 декабря как «День чекиста» и свой профессиональный праздник. Судя по всему, эта дата и сегодня для них сакральна. Мы можем только догадываться, для чего Борис Николаевич Ельцин, много сделавший для реабилитации и увековечения памяти жертв политических репрессий, но так и не решившийся на люстрацию, пошел у них на поводу и в 1995 году учредил именно 20 декабря официальный День работника органов безопасности Российской Федерации.
Мы часто ассоциируем тоталитарный террор в СССР с именем Сталина, но он не был единственным источником политических репрессий, которые начались еще до его прихода к власти и продолжались после его смерти, хоть и не в таких масштабах. Большая доля ответственности за жертвы коммунистического режима безусловно лежит на всех советских органах госбезопасности и их сотрудниках.
Точной статистики жертв коммунистического режима не существует. Во-первых, недостаточно данных, во-вторых, сложно определить даже само это понятие. Работа историков Никиты Охотина и Арсения Рогинского «О масштабе политических репрессий в СССР при Сталине: 1921–1953» считается одним из самых авторитетных исследований этой темы.
Авторы выделяют три категории:
«Привлеченные» – люди, арестованные органами государственной безопасности (ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ) и приговоренные к смертной казни, к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке. В эту категорию за период с 1921 по 1953 год по предварительным оценкам исследователей попадает около 5,5 миллионов человек.
К другой массовой категории репрессированных по политическим мотивам авторы относят крестьян, высланных с места жительства в ходе кампании «уничтожения кулачества как класса».
«Всего за 1930–1933 годы, по разным оценкам, покинуло родные деревни от 2,5 до 4 миллионов человек, из которых 1,8 миллиона стали «спецпоселенцами» в самых необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же областей, а значительная часть «кулаков» бежала в большие города и на индустриальные стройки. Последствием сталинской аграрной политики стал массовый голод на Украине и в Казахстане, унесший жизни 6 или 7 миллионов человек (средняя оценка). Легально вернуться на родину бывшие «кулаки» смогли только после смерти Сталина, однако мы не знаем, какая часть высланных воспользовалась этим правом», - пишут авторы.
Третья массовая категория жертв политических репрессий — народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.
«В основном эти депортации происходили во время войны, в 1941–1945 годах. Одних выселяли превентивно, как потенциальных пособников врага (корейцы, немцы, греки, венгры, итальянцы, румыны), других обвиняли в сотрудничестве с немцами во время оккупации (крымские татары, калмыки, народы Кавказа). Часть депортированных мобилизовали в так называемую трудовую армию. Общее число высланных до 2,5 миллионов человек Большинство высланных не смогли вернуться на родину до 1956 года, а некоторые (немцы Поволжья, крымские татары) — до конца 1980-х годов», - говорится в исследовании.
Но и после смерти Сталина политические репрессии в позднем СССР не закончились, хотя значительно сократились их масштабы, да и меры стали менее суровыми. В 1986 году в СССР оставалось еще примерно 280 политзаключенных. 4 августа 1986 года узник Чистопольской тюрьмы Анатолий Марченко объявил голодовку с требованием освободить всех политзаключённых в СССР и держал ее 117 дней. 8 декабря 1986 года, вскоре после выхода из голодовки, он умер. В Чистопольской тюрьме Марченко отбывал 10 лет колонии строгого режима по ст. 70 УК РСФСР за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Это была уже шестая политическая судимость в его биографии. Вскоре после его смерти, 2 февраля 1987 года, появился Указ президиума Верховного Совета СССР об освобождении узников совести. 11 февраля начальник управления информации Министерства иностранных дел СССР Г. И. Герасимов на пресс-конференции заявил об освобождении из советских лагерей и тюрем 140 политзаключенных и пообещал освобождение “еще примерно такого же числа”. Так мир узнал о том, что в перестроечном СССР объявлена Амнистия для инакомыслящих.
Но спецслужбы и сегодня отмечают свой профессиональный праздник 20 декабря, как будто специально подчеркивая преемственность между нынешней ФСБ и ленинской ВЧК. Появляются новые памятники чекистам и реконструируются старые. Поздравляя сотрудников спецслужб в день основания ВЧК, президент как будто специально подчеркивает эту преемственность. Он называет деятельность современных спецслужб «достойной защитой государства, общества и граждан» от внутренних и внешних угроз и ни словом не упоминает о страшных и трагических страницах в истории современных органов госбезопасности. Как говорится, с такими защитниками и врагов не надо.