Очередное заседание бюро Межрегионального общественного совета по развитию Музейно-мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий в Екатеринбурге (МОС) состоялось на прошлой неделе.
К сожалению, собрание пришлось начинать с критики местных чиновников, которые уже два года не выполняют публично данных обещаний по обследованию территории и благоустройству Мемориального комплекса жертвам политических репрессий на 12 километре Московского тракта.
Напомним, что 24 декабря 2019 года на заседании Комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий ее глава - вице-губернатор Свердловской области Сергей Бидонько - пообещал, что в 2020 году на эти цели будет выделено 17 млн рублей. Из них 9 млн предназначалось на обследование территории захоронений, и 8 - на организацию конкурса эскизных проектов. Тогда же чиновник объявил, что вопрос благоустройства комплекса будет включён и в план мероприятий к 300-летию Екатеринбурга.
Два года с тех пор прошло, но, к сожалению, ничего из обещанного не реализовано, да и комиссия под руководством Сергея Бидонько фактически бездействует. Следующее (и пока последнее) заседание комиссии состоялась 30 октября 2020 года. Почти сразу после открытия этого заседания Сергей Бидонько ушел, поручив его вести вместо себя начальнику Департамента внутренней политики Антону Третьякову, который оказался не в курсе большинства обсуждаемых вопросов, и только разводил руками.
Некоторые активисты опасаются, что областные чиновники нарочно затягивают решение вопроса с определением границ захоронений, потому что заинтересованы в хозяйственном освоении этих земель, а кое-кто прямо подозревает коррупцию. Ведь еще в 2019 году Музей истории Екатеринбурга пригласил историка, археолога и опытного поисковика Сергея Погорелова для обследования территории мемориального комплекса и определения границ захоронений.
«Я сделал проект и смету, которую Сергей Юрьевич одобрил. Я собрал специалистов, и в прошедшие два полевых сезона мы уже приступили к исследованиям - на перспективу,» - говорит Погорелов.
По его словам, за два сезона полевых работ обнаружено порядка 90 могил и несколько хозяйственных объектов НКВД.
«Мы отработали методику, как отличить могилу от горной выработки, и собрали большую коллекцию артефактов - около двух тысяч предметов. Недавно мы сделали еще одно открытие: в двух горных карьерах мы также нашли следы уничтожения людей», - рассказал исследователь.
Таким образом, почти половину работы отряд Погорелова уже выполнил, но её результаты нужно оформлять документально, это требует значительных усилий и денежных вложений, а обещанных средств как не было, так и нет. Между тем в окрестностях полигона “Динамо” продолжается активная хозяйственная деятельность, угрожающая разрушить могилы раньше, чем они будут обнаружены.
И еще одна проблема беспокоит общественность: на 12 километре хранится 25 вновь изготовленных, но не установленных пока плит с именами жертв политических репрессий. И опять все упирается в бездействие чиновников, которые никак не соберутся оформить землеотвод под новые плиты.
На собрании бюро обнадеживающе прозвучало сообщение о том, что 1 июля 2021 года в администрацию губернатора направлено предложение о сотрудничестве от Фонда «Увековечения памяти жертв политических репрессий», сокращенно - «Фонд Памяти». Фонд учрежден Государственным музеем истории ГУЛАГа в 2016 году с целью содействия реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Первым его проектом было обустройство мемориального кладбища на месте расстрельного полигона «Коммуна́рка». Фонд готов заниматься музеефикацией и вкладывать собственные денежные средства в мемориал на 12 километре при условии, что часть денег выделит область. Ответа от чиновников пока нет.
Члены бюро обсудили сложившуюся ситуацию и ряд мероприятий, которые должны помочь добиться от руководства области выполнения собственных обязательств. Некоторые из этих мероприятий мы анонсируем в самое ближайшее время. Между тем, еще зимой стало известно, что этой осенью Сергей Юрьевич Бидонько намерен баллотироваться в Госдуму. Проголосуют ли избиратели за человека, не выполняющего свои обещания?