Поиск
тел. (343) 374-31-99, +7 912-68-63-788
e-mail: ek-memorial@yandex.ru

sudy actions1

В Екатеринбурге продолжаются суды над участниками зимних и весенних акций протеста в поддержку Алексея Навального. Активисты «Уральского Мемориала» выступают на этих процессах в качестве защитников, а иногда и сами подвергаются репрессиям.

На прошлой неделе состоялось сразу несколько заседаний судов по этим делам.

14 июля в Свердловском областном суде были рассмотрены две апелляционных жалобы правозащитника Анатолия Свечникова. С начала 2021 года Свечников трижды привлечен к административной ответственности - один раз - за одиночный пикет, и дважды - за осуществление функций гражданского контроля на несогласованных с властями акциях протеста 23 и 31 января. 

Организатором наблюдения 23 и 31 января выступила группа гражданских активистов «Екатеринбург - за свободу» в соответствии с Федеральными законами «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ и «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ. Координатор правозащитной группы Сергей Зыков заблаговременно уведомил дежурного по ГУ МВД Свердловской области, что такое наблюдение будет производиться. Чтобы наблюдателей не спутали с участниками акций протеста, на них были специальные опознавательные знаки - накидки с изображением символа Декларации прав человека.

Группа насчитывала около десяти участников, «Уральский Мемориал» в ней представляли активисты Анатолий Свечников, Андрей Щукин и Сергей Зыков. Правозащитники консультировали пришедших на акции об их правах и обязанностях во время нахождения на массовом публичном мероприятии, наблюдали за действиями полицейских и собирали сведения об административно задержанных гражданах, чтобы предложить им помощь адвокатов и юристов после доставления в отделы полиции и в суде. 

Тогда никого их них не задержали. Репрессии против участников группы начались примерно спустя месяц после акций. Не смотря на то, что люди предупредили полицию заранее и имели на себе отличительные знаки, многих признали участниками несанкционированных митингов. Кроме Анатолия Свечникова, протоколы по ст. 20.2 КоАП РФ были составлены в отношении наблюдателей Сергея Зыкова, Елены Парий, Дарьи Беляевой, Андрея Щукина и даже адвоката Романа Качанова, который в группу не входил, но находился на этих мероприятиях с той же правозащитной целью .Все они получили кто обязательные работы, кто - штраф, а Сергей Зыков - административный арест. Таким образом,  правоохранители, а затем и суды фактически отказали гражданам в праве на осуществление общественного контроля над действиями полиции. Впрочем, активисты сдаваться не намерены. Сергей Зыков полагает, что если действовать последовательно и настойчиво, то в конце концов эту практику игнорирования и непризнания удастся переломить. Об этом же говорит адвокат Анатолия Свечникова Ирина Ручко:

«Судья Ушаков указал в своем постановлении, что признал Свечникова виновным из-за несовпадения адреса. Уведомление о наблюдении подавалось в окрестностях улицы Ленина, но протокол составлен за нахождение на массовой акции в районе Октябрьской площади. Таким образом, судья Ушаков в своём постановлении фактически признал право общественности на осуществление контроля», - полагает она.

sudy actions2

Второй протокол в отношении Свечникова, рассмотренный в апелляционной инстанции 14 июля, был составлен за одиночный пикет в защиту политзаключенных, который Анатолий проводил 6 марта 2021 года. В этот же день в одиночный пикет с этой же темой вышел и другой гражданский активист Виктор Балдин. Оба были задержаны полицией. По этому поводу в Екатеринбурге впервые состоялся суд по признанию двух разных пикетов одним несогласованным мероприятием. В этом нерадостном событии есть один позитивный момент: прежде суды вообще не заморачивались и осуждали одиночных пикетчиков по статье 20.2, не прибегая к процедуре признания разрозненных одиночных пикетов единым мероприятием.

Апелляция в отношении Анатолия Свечникова оставила в силе решения судов первой инстанции - 30 часов обязательных работ за одиночный пикет, и 20 часов обязательных работ за акцию 31 января. Рассмотрела оба дела одна и та же судья Светлана Вдовиченко.

Анатолий Свечников безвозмездно выступает в судах по административным делам в качестве общественного защитника с 2018 года. В общей сложности через его руки прошло 16 административных дел по нарушению законодательства о митингах. Два человека в итоге оправданы, 7 жалоб направлено в ЕСПЧ. На вопрос, для чего он занимается этим хлопотным и часто неблагодарным делом, он отвечает просто: им движет жажда справедливости, и желание помочь людям. 

«Я не адвокат, долг адвоката защищать любого. Я выступаю только по административным делам. В подавляющем большинстве этих дел государство осуждает людей несправедливо, а я пытаюсь это исправить», - говорит он.

В тот же день областной суд рассмотрел еще две апелляции в отношении участников протестных акций Александра Матвеева и Светланы Малыгиной, признанных ранее виновными по статье 20.2. Их интересы представлял в судах активист «Уральского Мемориала» Андрей Щукин. Сейчас он ведет около 20 административных дел в Екатеринбурге и в Москве. В Екатеринбурге он выступает по «митинговым» статьям в судах первой и второй инстанции, а для москвичей пишет жалобы в Страсбург.

«Я к правозащитной деятельности пришел через свой личный опыт - рассказывает Щукин. -,Еще живя в Нижнем Тагиле, я пытался добиться права на альтернативную гражданскую службу. Много ходил по судам, и понял, что суды у нас работают довольно плохо». 

И тогда молодой человек пошел учиться на  юриста. Сперва закончил колледж, а теперь экстерном учится на юрфаке в Гуманитарном Университете. Первоначально он планировал специализироваться на теме альтернативной гражданской службы, но тема оказалась мало востребована, зато потоком пошли дела по «митинговым» статьям. 

Профессионально по линии правозащиты с «Уральским Мемориалом» сотрудничает адвокат Ирина Ручко. Защищает людей в судах первой и второй инстанции, ходит с ними на допросы и опросы, пишет жалобы в Страсбург. - на ее счету их уже не меньше 20. 

«Я стараюсь помогать по мере возможности, это - моя гражданская позиция. Это минимум, что я могу сделать для защиты Свободы слова», - говорит Ирина.

^ Наверх