Некоторые историки аргументированно утверждают, что одной из важнейших подоплек «Большого террора» стали данные переписи 1937 года. Как известно, эта перепись была молниеносно объявлена «вредительской», ее данные засекречены, а главные проводившие ее специалисты – репрессированы. В опроснике переписи фигурировал вопрос о вероисповедании и, по данным этих историков, большая часть опрошенных и ничего не подозревавших людей, указали свое вероисповедание, а значит, признали себя верующими. «С таким народом нам социализм не построить», - вроде бы сказал или сам Сталин, или кто-то из приспешников Сталина своему вождю. Легенда это или исторический факт – сказать сложно, во всяком случае, в контексте случившегося позже, версия эта весьма правдоподобна. И это после «безбожной пятилетки», адепты которой обещали, что в стране удастся «забыть имя Бога» к 1 мая 1937 года! Религиозные и церковные люди стали отдельными объектами террора. И зачастую зловеще выглядит сегодня участившееся «подпевание» ряда церковных структур представителям тех силовых органов, которые ведут свою родословную от организаций, бывших инструментами террора.
В день одного из самых важных христианских праздников, Троицкую родительскую субботу, 15 июня, на 12 км московского тракта активисты Уральского Мемориала приняли участие в Дне поминовения, в котором, помимо потомков жертв политических репрессий, помимо представителей городской, областной администрации и общественных организаций, приняли участие и представители Церкви.
Руководитель департамента внутренней политики Администрации Свердловской области Антон Третьяков в своем выступлении сперва чуть замешкался: «Я испытываю противоречивые чувства, потому что в такой день и в этом месте правильно было бы просто помянуть память жертв не речами, а глубоким молчанием». «Но, с другой стороны, - добавил А.Третьяков, - о терроре и репрессиях нельзя молчать, нельзя просто воспринимать их как факт. Мое поколение выросло в период, когда правда о репрессиях стала открываться и обнажать страшные страницы нашей истории. Я очень горд тем, что удалось у нас в области создать такой мемориал, который должен стать местом памяти не только для тех, кого это коснулось, но и для тех поколений, которые придут за нами».
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова поблагодарила все общественные организации, поддерживающие память о жертвах политических репрессий. Она напомнила слова, высеченные на памятнике жертвам политических репрессий в Москве: «Знать, помнить, осудить, простить». Т.Мерзлякова отметила, что сегодня в Свердловской области ведется большая работа по истории жертв раскулачивания, по истории спецпоселений. В общем, множество тем и фактов еще ждут своих и профессиональных исследователей, и энтузиастов.
Несколько проникновенных стихотворений, крайне взволновавших собравшихся, прочел житель Первоуральска Анатолий Шестаков, сын репрессированного в 1942 году Мирона Шестакова.
Слово на памятном митинге сказали представители администрации города, общественных организаций, почетные граждане Екатеринбурга и Области. Официальную часть мероприятия увенчала поминальная молитва, совершенная настоятелем Храма Преображения Господня протоиреем Николаем Ладюком.
К сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше сыновей и дочерей пострадавших от репрессий, а внуки и правнуки не так активно помнят о скорбных днях своих предков. И хотя количественные показатели в делах поминовения не так уж важны, тем не менее, число посетителей мемориала на 12 км в этот день, которой к тому же выдался теплым и солнечным, было обидно мало. Для того, чтобы память о репрессиях держалась на подобающем ей месте в нашей культуре, общественным организациям и властям необходимо множить усилия, работать скоординированнее и дружнее.