Ряд событий последнего времени показывают, что консолидированное общественное мнение в России способно влиять если не на принятие, то на пересмотр или отмену решений, уже принятых органами власти. Долгое время органы власти чувствовали себя единственным субъектом принятия решений, и эта монополия закономерно начала негативно сказываться на качестве решений и вызывать сопротивление россиян. Вторым шагом в налаживании процесса рассмотрения социально значимых проектов должно стать понимание чиновниками, что предварительные консультации с общественностью и выяснение мнения жителей по затрагивающим их интересы вопросам не так уж громоздко и гораздо эффективнее, чем иметь дело с последующим протестом.
Надо надеяться, что администрация Екатеринбурга и правительство Свердловской области учтут свой недавний опыт, касающийся городского пространства, и при решении вопроса о совмещении проекта по строительству Международного биатлонного комплекса с проблемой захоронений жертв политических репрессий на 12 км Новомосковского тракта, о чем мы неоднократно писали (Для Уральского Мемориала комплекс на 12 км – «красная линия»). Пока же Уральский Мемориал будет прилагать усилия к гораздо более полному освещению этой проблемы в СМИ и работе в Общественном совете по 12 км (На 12 км надо создавать полноценный мемориальный комплекс) .
В рамках этой информационной работы 19 июня координатор Уральского Мемориала Анна Пастухова, активисты Анатолий Свечников и Отто Збыковский, совершили поездку на 12 км совместно корреспондентом нескольких СМИ.
Журналист предпринял своего рода полевое исследование проблемы 12 км, пожелав взглянуть на все собственными глазами. Мемориальцы провели для журналиста эксклюзивную экскурсию на 12 км, которая охватила и прилегающие территории уже существующего биатлонного комплекса «Динамо», и территории предполагаемого строительства Международного биатлонного комплекса. Представитель прессы записал видеоинтервью с каждым активистом Мемориала, сделал аудиозапись их рассказов.
При изучении местности, примыкающей к 12 км, участники поездки обратили внимание на то, что помимо проблемы совместимости плана строительства Международного биатлонного комплекса и границ захоронений на территории «бывшего полигона НКВД», есть и проблема ползучего роста площади капитальных сооружений на территории действующего комплекса «Динамо». Территория бывшего полигона НКВД, где вероятны захоронения, может пересекаться как с потенциальной площадкой Международного комплекса, так и с существующей территорией комплекса «Динамо». При этом активисты и журналист обратили внимание, что на территории комплекса «Динамо» появились капитальные сооружения в виде пяти тиров. Эти тиры, в отличие от асфальтовых беговых трасс, не могли быть возведены без глубокого исследования территории, либо без прямого нарушения законодательства о захоронениях. Неужели их возвели прямо «на костях»? На одном из тиров заметили табличку « Стрелковый тир патриотического клуба « Архангел Михаил». Причем, судя по звукам выстрелов, доносившимся изнутри тиров, там использовались не биатлонные ружья, а какое-то гораздо более тяжелое, близкое к боевому, оружие. Таким образом, к проблеме «границы захоронений – проект Международного комплекса» добавилась проблема «границы захоронений – застройка территории общества «Динамо», едва ли не более серьезная.
В общем, как у активистов, так и у журналиста возникло множество вопросов, которые, что называется, будут «взяты на заметку»…