Поиск
тел. +7 912-68-63-788
e-mail: memorialural@gmail.com

Изучение исторических событий, в отличие от чтения романов, иногда следует начинать с эпилога. Это позволяет наглядней и резче увидеть истоки и ростки многих явлений, которые затем, вдруг внезапно расширились в масштабе, сдвинулись с периферии в центр общественной жизни и привели и к огромным трагедиям. Если бы в самом начале эти истоки и ростки удалось нейтрализовать и «прополоть», были бы спасены миллионы человеческих жизней. История предупреждает.

holokost1

27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В 1945г. в этот день советские войска освободили крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау. Более 50 лет спустя, 1 ноября 2005 года, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, учреждающую день поминовения.

Холокост стал страшным эпилогом многовековой эволюции европейского и международного антисемитизма. Религиозные, бытовые заблуждения и предрассудки долго питали неприязнь к еврейскому народу в не облагороженных культурой и религиозной терпимостью широких массах. Интеллектуалы, вроде Гобино и Хьюстона Чемберлена, своими  писаниями подпирали эти рыхлые чувства псевдонаучными расовыми теориями; идеи подобных интеллектуалов придали антисемитизму твердость, устойчивость и последовательность. И, наконец, нацисты, в атмосфере сумятицы и деморализации, после поражения Германии в  Первой мировой войне, совершили возгонку фоновой антипатии к евреям до высшего градуса ненависти и политической стратегии уничтожения целого народа. Так возник преступный «ансамбль» из темной толпы, лишенных интеллектуальной честности и человеческой совести интеллектуалов и фанатичных политических экстремистов.

27 января евреи и неевреи по всему миру читают молитвы, зажигают свечи, роняют слезы скорби, стараются хранить молчание, проявлять сдержанность даже при многолюдных мероприятиях, памятных собраниях, конференциях и круглых столах. Тишина, сосредоточенность, беззвучный разговор с совестью и мучительный, колющий сердце вопрос:

«Как человек мог сотворить такое?».

В тот же день, 27 января 2019г, в России отмечали  день 75-летия окончательного снятия Блокады Ленинграда. И навязывается в глаза различие в культуре памяти. Это было, говоря словами Пушкина, не поклонение «отеческим гробам», не «любовь к родному пепелищу», не порыв тех чувств, на которых держится «самостоянье человека». Государственные телеканалы продемонстрировали кадры военного парада… Лязг оружия, топот строевого марша и рокот самолетов. Не скорбь, а гордость, рассказ не о трагедии человеческой жизни, не о приведших к ней безумствах политиков, но (вновь лучше всего почерпнуть меткое слово из запасников русской поэзии, на этот раз – из Блока) молодцеватая реляция «о доблестях, о подвигах, о славе». Журналисты (по трафарету, конечно) «довешивали» оговорки про «слезы на глазах», но только во вторую очередь, после несколько раз проскандированного слова «победа». В мероприятиях принимали участие «высокие руководители», но стихов или дневников Ольги Берггольц никто не зачитывал, зато было много слов про героизм, непреклонность и мужество.

holokost2

Но особенно рельефно разница между культурой переживания исторической боли и культурой памяти как возбуждения «патриотического энтузиазма», становится зримой, если эти культуры встречаются и сталкиваются в одном месте и в одно время. Это и происходило 28 января в Екатеринбурге, в Ельцин Центре. В этот день здесь открылась выставка «Шоа-Холокост. Как человек мог сотворить такое?» На церемонии открытия присутствовали руководители фонда Ельцина, губернатор Свердловской области, представители посольства Израиля в России, представители Информационных служб ООН и ЮНЕСКО.  В мероприятии приняли участия и активисты Уральского Мемориала, во главе с  координатором Уральского Мемориала Анной Пастуховой. Израильские гости говорили о незаменимости изучения Холокоста для блокировки распространения ксенофобии, о том, что трагический опыт их народа не должен повториться, что человечеству нужно выработать «культурный инстинкт», который вызывал бы у народов и политиков при слове «война»  отрезвление, а не  опьянение. Холокост как бы вписывался в контекст общечеловеческого.

В  выступлениях же официальных лиц Свердловской области, напротив, с нажимом подчеркивалась роль Советского Союза  в победе над нацизмом, и тот факт, что Международный день памяти жертв Холокоста учрежден именно в день занятия Освенцима советскими войсками. Акценты и ударения в теме Холокоста смещались, переставлялись, а смысл подменялся. И уж совсем в отрыве от темы несколько раз прозвучала угроза «мы никому не позволим переписывать историю» Второй мировой и Великой Отечественной Войны. Как будто эта полная и правдивая история уже написана, все архивы открыты и не т препятствий к свободному исследованию.

Несколько выправив официозный уклон, с  большим чувством меры, с профессиональным дипломатическим тактом выдержал свою речь исполнительный директор Ельцин Центра Александр Дроздов.  Он отметил, что Холокост – такой пример общечеловеческой трагедии, который  ставит перед каждым человеком экзистенциальные вопросы о том, «а где был Бог, и как жить дальше, после Освенцима и ГУЛАГа»? Ельцин Центр, по словам его исполнительного директора, видит свою миссию в «передаче факела исторической памяти» об этих событиях. И только пока такой факел будет гореть и переходить в руки новых поколений, «можно всерьез быть уверенным в том, что такое никогда не повторится».

Россия еще не прошла школу «обработки прошлого», подобную той, что изменила массовое сознание в Германии. Однако без такой культурной выучки, когда каждый человек индивидуально ставит перед собой «проклятые вопросы» истории, невозможно ни достичь  национального согласия, ни понять тех колоссальных культурно-политических изменений в мире, которые произошли во второй половине XX  века. Нельзя понять  пришествия гуманизма и прав человека, «оплаченных» миллионными жертвами Холокоста, ГУЛАГА, войн и революций минувшего страшного столетия.

История предупреждает…

^ Наверх