Совсем недавно, 12 апреля, Уральский Мемориал в сотрудничестве с фондом Фридриха Науманна, проводил в Ельцин-центр встречу с участием немецкого политика и правозащитника, экс-министра внутренних дел ФРГ Герхарта Баума. Он прочитал лекцию на тему "Свобода или безопасность: спасти права граждан" и презентовал одноименную книгу со своими полемическими заметками о защите прав личности от посягательств государства в современном мире.
Тогда мы просили всех пришедших поделиться своими впечатлениями от мероприятия и мыслями о том, как следует решить дилемму между свободой личности и ее безопасностью в том смысле, как безопасность понимает государство. С тех пор мы получили множество откликов, и хотели бы поделиться одним из них - свое эссе на тему лекции Герхарта Баума написал студент второго курса факультета международных отношений УрФУ Алексей Гейнц. Приводим его ниже.
"У нас в последние лет десять мероприятия, подобные лекции Г. Баума, были некими особыми событиями, выдающимися из российской действительности, сейчас же они попросту этой действительности противоречат. В масштабах всего общества права и гражданина человека у нас не являются особенной ценностью. Они уже давно лежат на алтаре новой имперской идеи, собранной из совершенно различных (и часто противоположных) теорий и идей. И создан этот политический «монстр Франкенштейна» даже не государством, а в первую очередь – обществом. Ведомое имперским комплексом, общество будет приветствовать абсолютно любые действия государства, невзирая на то, насколько законными и гуманными эти действия являются, если они хоть как-то поддерживают эфемерный образ величия. Более того, к сожалению, некоторая часть общества обгоняет государство в нарушении принципа законности (не говоря уже о пренебрежении идеями гуманности и общечеловеческих прав). Есть один значительный пример таких тенденций – небезызвестное НОД, за 2-3 года своего существования набравшее большое количество сторонников. Даже не надо описывать их деятельность – они и так довольно часто напоминают о себе.
Для чего же было нужно столь громоздкое отступление от темы лекции, прочитанной Г. Баумом? Описание российской действительности было необходимо для того, чтобы объяснить мировоззренческий барьер, проявившийся во время ответов на вопросы. Несмотря на то, что в тот день в Ельцин-центр пришли в основном люди заинтересованные (не простые обыватели, скажем так), на примере аудитории была заметна значительная пропасть между мировоззрениями российского и немецкого обществ.
Уже не первый раз я замечаю с тем, что современные немецкие интеллектуалы в беседе часто проводят гуманистическую идею единства человечества и необходимости преодоления барьеров между друг другом. Подобную идею я уловил и в словах Г. Баума. Довольно интересно наблюдать, какой рывок сделало довольно консервативное немецкое общество с давними традициями милитаризма в собственном интеллектуальном поле после относительно короткого периода ужасающего тоталитаризма. Потому и примечательным становится ситуация в России, историческое (и в некоторой степени – культурное) развитие которой имеет много общего с развитием Германии.
Большинство в нашей стране сегодня готово обманываться и идеями величия и идеями безопасности, упомянутыми Г. Баумом. Позиция людей следующая: ну если властям уж так сильно это надо для борьбы с терроризмом, то пусть меня прослушивают, читают и т.д. Удивительно то, что никто не хочет замечать, что на протяжении всего XX в., подобные меры в плане обеспечения безопасности особой эффективности не показали, но зато были использованы в репрессивных целях. И если нас ужасает возможность того, что государство, используя такие методы, может нас ни за что уничтожить, то европейское общество больше всего ужасает сам только факт вмешательства государства в личную жизнь. Опасность преследования по политическим мотивам там, по-видимому, уже просто немыслима.
Отсюда вытекает и другой момент – никто не сможет представить, что российский министр-силовик будет защищать свободу и говорить о правах человека и гражданина. Абсолютный нонсенс для нашей действительности.
Тем не менее, несмотря на отрицательные тенденции в развитии общества, которые проталкивает большинство, всё же есть в России меньшинство, которое фактически находится в борьбе за свободу, за своих права, за возможность быть страной, которая прославится не за свои военные победы, а интеллектуальные. У нас ещё есть Ельцин-центр, есть Мемориал, есть надежда."
Мы ждем от вас столь же содержательных и интересных отзывов, если вам есть чем поделиться, пишите на электронный адрес Мемориала - Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Ваши мысли будут обязательно опубликованы!