27 июля 2015 года в Екатеринбурге состоялись пятые Немцовские чтения, организованные Свердловским региональным отделением партии РПР-ПАРНАС и группой гражданских активистов «Екатеринбург за свободу».
На мероприятии обсуждался круг вопросов, связанных с исторической памятью: какие памятники должны стоять в нашем городе, следует ли давать официальную оценку тем или иным событиям нашей истории, по каким учебникам надо преподавать историю в школе.
Ведущим был преподаватель журфака УрФУ Дмитрий Стровский, основным докладчиком – политолог Федор Крашенинников. В качестве гостей также выступили профессор исторического факультета УрФУ Алексей Мосин и директор московского филиала фонда Фридриха Наумана Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен.
Вашему вниманию предлагается фоторепортаж с мероприятия, а также полная аудиозапись и основные тезисы выступавших.
Аудиозапись чтений можно прослушать по этой ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=_yK7iQigwaw
Дмитрий Стровский (запись с 06:52). Основные тезисы:
Совершенно неоднозначно, нужно ли пересматривать историю, так как это может угрожать большими потрясениями, особенно в стране с неграмотным населением. Безопаснее по умолчанию считать всех деятелей своей истории хорошими. Именно поэтому в современном Китае можно обсуждать итоги культурной революции, но до сих пор сохраняется культ Мао Цзэдуна.
Федор Крашенинников (запись с 00:12:57) основные тезисы:
Давать оценку тому, какие памятники будут стоять в городе, должны избранные народом представители – депутаты. Многие деятели советской эпохи, в честь которых названы екатеринбургские улицы, и которым стоят памятники, не имеют к городу никакого отношения, и поэтому эти памятники не представляют никакой культурной ценности. Действующая городская дума не является выразителем мнения горожан. Наше общество является медиазависимым, в нем с помощью СМИ разжигается ненависть и вражда, при смене пропаганды в иную сторону мнение людей поменяется. Но в целом пропаганда не находит отклика в массах.
Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен (запись с 01:04:54). Основные тезисы:
Денацификация проводилась до 1951 года и была не слишком эффективной и не затронула тех людей, которые участвовали во второй мировой, а также последующие два поколения. Немецкая молодежь в 60-е-70-е годыXX века была склонна к различным радикальным идеям, таким как маоизм, что являлось следствием недостаточного просвещения.
Алексей Мосин (запись с 01:22 :10). Основные тезисы:
Существуют две разные вещи – научное историческое знание и исторический миф. Знание всегда объективно, и к поиску истины можно приближаться научными методами. Плохо, когда знание подменяется мифом. Общество для дальнейшего развития должно избавиться от имперской идеи.
Михаил Борисов (запись с 01:41:00). Основные тезисы:
Не существует объективной истины. Представители каких-то определенных политических взглядов выдергивают из истории удобные им факты, которым можно дать выгодную им оценку. Коммунистическая идеология преступна, так как хочет уничтожить семью, собственность и государство и вернуть человечество в первобытную эпоху, и поэтому подлежит осуждению.
Николай Богданов (запись с 01:43:25). Основные тезисы:
Усыпальница Ленина на Красной площади – зиккурат, построенный с оккультными целями. Если убрать его и все памятники Ленину на центральных площадях, то исчезнет нависший над страной морок.
Вопросы и реплики аудитории к участникам диспута:
Анна Пастухова (02:01:10): «Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом» (Лев Толстой). Рефлексируя на дилемму Китая и Германии, мы должны определить кто мы – европейцы или азиаты (скифы). Этому посвящен памятник Эрнста Неизвестного. Но мы должны исходить из ценностей, которые отстаиваем. 1937-й год и Большой террор были олицетворением зла, так же как газовые камеры и лагеря смерти, от которых ментально освободилась Германия. Но Германия под властью тоталитаризма была 12 лет, а мы 70. Но нам тоже надо идти в эту сторону, то есть к европейским ценностям.
Лия Гинцель и прочие.