Поиск
тел. +7 912-68-63-788
e-mail: memorialural@gmail.com

o latyshah

30 ноября 1937 года можно считать началом Большого террора по национальному признаку для представителей латышского народа, которые так или иначе оказались к тому моменту на территории СССР. Если внимательно прочесть шифротелеграмму Ежова, то можно четко уяснить – лишь дипломатический статус давал гарантию от преследований НКВД. Все остальные заранее объявлялись преступниками. В преамбуле говорится о «кругом враги» (как сейчас очень похоже в России заявляют наперебой чиновники и подчиненные им депутаты), и сразу после по пунктам перечисляются те, кого нужно хватать и обвинять. Заметьте, нигде не сказано про признак наличия преступления - как считал Ежов и его наставник достаточно «подозрения в принадлежности». Только принадлежность к национальности или различным учреждениям и обществам, имеющим отношение к культуре латышей, а вовсе не к преступной деятельности.

И обратите внимание на скорость – 30 ноября шифрограмма доводится до личного состава. А 5 декабря уже необходимо отчитаться о результатах арестов!

Дальше – долгие допросы, пытки, составление фантастических обвинительных заключений. Десятки тысяч дел… *

*Только по неполным официальным данным из Книги памяти Свердловской области (примерно 79000 единиц хранения, находящихся в ГААОСО, до сих пор не прошли процедуру реабилитации) за 1937-38гг в Свердловской области было арестовано 306 человек латышской национальности, из них расстреляно 195 человек, большая часть из репрессированных по 2-й категории латышей получила сроки 10 лет и более.

№ 63

Шифротелеграмма НКВД СССР № 49990 о проведении операции по репрессированию латышей63

30 ноября 1937 г.

Совершенно секретно

Всем наркомам внудел республик
начальникам УНКВД
начальникам ДТО ГУГБ

В Москве и ряде областей вскрыты крупные шпионско-диверсионные и националистические контрреволюционные организации латышей, созданные латвийской разведкой и связанные разведками других стран. Эти контрреволюционные формирования латышей в ряде случаев входили в состав правотроцкистских организаций и военно-троцкистского заговора в качестве националистических латышских филиалов и центров.

В целях ликвидации работы латвийской разведки и разгрома националистической, антисоветской деятельности латышей на территории СССР, приказываю:

1. 3 декабря 1937 года, одновременно во всех республиках, краях и областях произвести аресты всех латышей, подозреваемых в шпионаже, диверсии, антисоветской националистической работе.

2. Аресту подлежат все латыши:

а) находящиеся на оперативном учете и разрабатываемые,

б) политэмигранты из Латвии, прибывшие в СССР после 1920 года,

в) перебежчики из Латвии,

г) руководители, члены правлений и штатные сотрудники местных филиалов общества «Прометей» и латышских клубов,

д) руководители и члены бюро местных отделений Общества латышских стрелков при Осоавиахиме,

е) бывшие руководители и члены правлений ранее функционировавших акционерных обществ «Продукт» и «Лесопродукт»,

ж) латвийские подданные, за исключением сотрудников дипломатических учреждений,

з) латыши, прибывшие из Латвии в качестве туристов и осевшие в СССР.

3. При проведении операции особое внимание обратить на тщательную очистку от перечисленных выше контингентов предприятий оборонного значения, оборонных цехов, электросиловых предприятий и сооружений, всех видов транспорта, спецсекторов и отделов наркоматов и госучреждений, ведающих оборонными и мобилизационными вопросами и шифроработой армии, флота, войск НКВД, аппаратов органов НКВД, также колхозов, совхозов и населенных пунктов, располагающихся в пределах зон особого режима и запретных и прилегающих к укрепленным районам и оборонительным сооружениям.

4. Одновременно с развертыванием операции по арестам начать энергичную следственную работу, основным упором на разоблачение организаторов и руководителей контрреволюционной работы, исчерпывающее вскрытие всех ответвлений и участников шпионско-диверсионных и националистических контрреволюционных групп и организаций.

5. При необходимости производства арестов лиц командного и начальствующего состава, имеющих военные и специальные звания, а также лиц, входящих в номенклатуру ЦК, запрашивать санкцию НКВД СССР.

6. Оформление дел и их рассмотрение производить в порядке пункта 6 оперприказа 00485.

7. О результатах операции по арестам донести 5 декабря. О ходе следствия доносить пятидневными сводками с сообщением итоговых цифровых данных и наиболее существенных и важных показаний. Одновременно выслать списки арестованных с полными установочными данными.

Ежов

 

РГАНИ. Ф. 6. On. 13. Д. 4. Л. 1-2Опубликовано: «30 октября». 2000. № 4.

^ Наверх