Традиционно, в последнее воскресенье октября, каждый год организуется выезд всех желающих вспомнить своих репрессированных родственников на место массовых захоронений убитых государством людей. 12 километр Московского тракта – такое место у нас, в Екатеринбурге.
В этот раз администрацией города были предоставлены 4 автобуса-гармошки Икарус. Визуально, людей было не так много. Незапланирована, но приятна была помощь Уральскому Мемориалу ребят из Отряда «Каравелла» в раздаче в автобусах бюллетеня Мемориал-Курьер всем желающим. Позже оказалось, что на мемориал 12 километр таким способом поехали примерно 200 человек.
Однако приехав на место памяти, мы увидели, что вся прилегающая площадка занята автомобилями и микроавтобусами. Это примерно столько же людей приехали самостоятельно. Дети привезли родителей, из других городов области собрались родственники репрессированных сами или с помощью администраций городов, предприятий.
Несмотря на моросящий иногда дождь, было довольно тепло. И, как обычно, все сразу пошли к «своим» плитам – где указаны имена родных, безвинно расстрелянных в годы государственного террора. Каждый из пришедших по-своему поминал их. Каждый, кто придет сюда впервые в последующие годы, сможет по-своему вспомнить родных. На это нет никакой монополии, никакой церемонии – память людей свободна в личном выражении.
Потом была официальная часть, которая имеет свои правила, свои традиции…
В то же время, группа активистов Уральского Мемориала решила в момент произнесения официальных речей пройти небольшой маршрут памяти. Дело в том, что 1 гектар мемориала 12 километр - совсем не вся территория, где действительно захоронены жертвы репрессий. На самом деле, где-то на этом гектаре или рядом с ним были найдены и эксгумированы останки 31 человека (точное место было утеряно в процессе строительства существующего мемориального комплекса), которые были после исследований официально признаны жертвами государственного террора. С этого факта и началась история места памяти «12 километр Московского тракта». Но даже официально признанное число жертв не оставляет сомнений – площадь захоронений не может быть меньше, чем несколько десятков гектар. Об этом же «говорят» другие, уже исследованные в отличие от нашего, места захоронений – Левашово, Коммунарка, Сандормох и другие. Многие из них не имеют поименного памятника расстрелянным, но там часто определены границы захоронений – именно этого от городских властей екатеринбургская общественность многие годы не может добиться, несмотря на действующий с 1996 года федеральный закон №8. И вот в память обо всех убитых во времена репрессий мы пошли вокруг территории всего существующего с 1967 года биатлонного комплекса. Несколько раз встреченные гуляющие люди молча читали плакат о том, что подло стрелять над головами расстрелянных. Два разговора были более содержательны. Правда, услышанное от сограждан вызвало грусть и печаль.
Вернувшись, мы застали церемонию возложения цветов к огромному кресту, который господствует над всеми строениями комплекса. Это тоже традиция. Скорбь над этим местом и память людей должны сохраняться.
После возложения цветов обычно у родственников мало времени, чтобы снова подойти к «своим» плитам и попрощаться. Но некоторые успевали это сделать. В следующий раз большинство из них приедет сюда снова только в следующем году. Может быть, с детьми и внуками…