Тринадцать лет назад, 1 сентября 2004 года, во время торжественной линейки школы № 1 североосетинского города Беслана террористы захватили школьников, их родителей и учителей. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев.
Террористы три дня удерживали в здании школы 1128 заложников. При штурме, проведенном российским спецназом, погибли 334 человека, из них 186 детей.
Главная цель любой антитеррористической операции — спасти как можно больше невиновных. Для этого представители государственной власти ведут переговоры, идут на уступки, обещают выполнить все требования, чтобы успокоить террористов и освободить максимальное число заложников. Только когда возможности для торга полностью исчерпаны, а количество заложников существенно сократилось, можно использовать силу, стараясь действовать хирургически. В Беслане идти на уступки, вести всерьез переговоры о прекращении войны в Чечне (основном требовании захватчиков) и не пытались. Стихийно или просто непродуманно началась армейская операция по зачистке школы.
1 сентября 2004 года Генеральной прокуратурой было возбуждено уголовное дело № 20/849 по факту теракта на территории средней школы № 1 города Беслан. Следствие неоднократно продлевалось и сопровождалось многочисленными скандалами.
Защитой прав пострадавших в бесланской трагедии занимались несколько организаций. Самые известные — «Матери Беслана» и «Голос Беслана». Пройдя 127 российских судов, люди искали правду, но не нашли. В 2012 году была подана жалоба в Страсбурский суд, а также в Европейский суд по правам человека. В апреле 2017 Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить 3 млн. евро по делу о теракте в Беслане в 2004 году. В суд было подано 7 исков от 409 человек. Россия обжаловала это решение ЕСПЧ.
В помещении Уральского Мемориала в дни годовщины Бесланской трагедии была подготовлена выставка книг и фотографий.