Вторая половина прошлой недели оказалась насыщенной большим количеством мероприятий, проводившихся в память о легендарном польском режиссере Анджее Вайде, совсем недавно нас покинувшем.
В четверг, 24 ноября, прошло сразу два показа его фильмов. К сожалению, мероприятия не были друг с другом согласованы, и все желающие не смогли попасть на оба просмотра. В Доме Архитектора в рамках ретроспективы фильмов Вайды, организованной режиссером Андрейсом Аболсом, проходил показ фильма «Пилат и другие» - творческого переосмысления библейских эпизодов романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В это же время в Ельцин Центре демонстрировался фильм «Дантон», посвященный трагической судьбе одного из вождей французской революции.
В пятницу в Ельцин Центре можно было посмотреть фильм «Корчак» - рассказ о легендарном польском педагоге, враче и писателе Януше Корчаке. Перед войной он служил директором детского дома в Варшаве, пошел вместе со своими воспитанниками в гетто, пытался создать там для детей хоть какие-то условия нормальной жизни и в итоге прошёл вместе с детьми весь трагический путь вплоть до газовой камеры. Это история о героическом самопожертвовании и сложнейшем моральном выборе.
В этот же день, тоже в рамках Дней Анджея Вайды, в Ельцин центре прошел круглый стол с участием социологов, историков и политологов, посвященный свободе, тому, как она понимается российским и польским обществом. Самый большой интерес у меня вызвали выступления политолога Сергея Мошкина и социолога из Левада-Центра Алексея Левинсона: приходится констатировать, что в российском обществе ценности свободы малопопулярны. Произошло это во многом из-за того, что в условиях девяностых годов людям пришлось озаботиться элементарным выживанием, и демократическая эйфория быстро сошла на на нет. Так материальное победило жажду свободы. Уже в нулевых годах между властью и обществом был заключен негласный «общественный договор», по которому население как бы отказалось от политических прав взамен на некоторое повышение уровня жизни. И в итоге идея свободы сейчас находится на периферии общественной дискуссии.
Там же в этот же день открылась выставка «Свобода». Это запечатленные на плакатах фотографии самых разных людей, жителей России и Польши, и их монологи о том, как они понимают свободу. Своими представлениями о свободе делятся Виктор Шендерович, Сергей Ковалев, двоюродная сестра политзаключенного Олега Сенцова... Но тут не только знаменитости: свое мнение о свободе высказывают простые поляки и россияне. И обывательское понимание нередко не совпадает с политологическим и философским.
Кульминацией Дней Анджея Вайды стал также состоявшийся в Ельцин Центре 26 ноября посвященный Катынскому расстрелу круглый стол с участием историков, политологов и представителей польских культурных обществ (в том числе руководителя Польской программы Международного Мемориала (Москва) Александра Гурьянова). Александр Гурьянов больше часа рассказывал о почти детективной истории поисков и исследований, благодаря которым была установленна несомненная виновность сталинского режима в катынском преступлении.
Вечером состоялся показ фильма Анджея Вайды «Катынь». В каком-то смысле этот фильм - его завещание, одна из самых главных работ. В обсуждении фильма принимали участие сыгравшие в нем главные роли польские актеры, а также исполнивший в фильме роль советского офицера актёр Сергей Гармаш. Зал, рассчитанный на несколько сотен человек, оказался целиком заполнен - такой интерес вызвали творчество легендарного режиссера и трагическая страница истории двух стран.
После фильма возникло бурное обсуждение, продолжавшееся почти до десяти вечера. Многие остались, чтобы лично пообщаться с Александром Гурьяновым - так заинтересовала людей история расследования катынской трагедии.
Интерес екатеринбуржцев к творчеству Вайды, проникнутому идеями гуманизма, отражающему национальный дух Польши, показывает, что еще не все потерятно и у наших двух стран.