Евфросиния Керсновская: "Что это? Мемуары? Нет! Листки, вроде выцветших фотографий, которые дороги лишь тем, кто в расплывчатых изображениях узнаёт лица давно умерших людей - родных, друзей, а в данном случае и врагов? Нет! Что же? Это наскальная живопись: пусть неумелые рисунки, начертанные неопытной рукой на стенах пещер, но помогающие людям представить себе, как их отдалённые предки охотились на мамонтов, каким оружием они пользовались - одним словом, понять их быт и жизнь.
Время бежит. Нас, современников той эпохи, тех событий, о которых здесь пойдёт речь, становится всё меньше; инстинкт самосохранения (вернее, то, что называется "житейской мудростью") заставляет их сперва - молчать, затем - поддакивать, а в конце концов - поверить всей той лжи, которая, как пыль, тонким слоем садится на картину прошлого. И когда уже невозможно ничего разглядеть - её подменяют тем, что выгодно выдавать за правду. Кто из "живых свидетелей" осмелится опровергнуть официальную версию? Свидетели умирают. С ними умирает правда".
Книга Е.А. Керсновской - памятник уникальный. К сожалению, любая попытка определить во всей полноте и объёме эту уникальность обречена на провал: сколько ни пиши об этой книге и об этом человеке, всегда не будет хватать слов, чтобы передать ту степень одарённости и свободы, каким обладает автор. За пределами любой статьи, посвящённой Керсновской и её книге, всегда останется множество недосказанностей. При всей простоте и доступности её литературного и изобразительного языка, невозможно разгадать до конца, как удаётся автору с лёгкостью преображать факт в художественный образ, конкретный жизненный опыт - в стройную и убедительную концепцию мира. Эта тайна преумножена, помимо всего прочего, фантастическим несоответствием между более чем скромным замыслом (выполнить завещание матери - рассказать о двадцатилетии их разлуки) и его воплощением (создание книги, которая, без сомнения, останется одним из оригинальнейших памятников культуры XX века).
Свои воспоминания Е.А. Керсновская писала в 1963 - 1964 годах, т.е. задолго до появления известных ныне художественных и документальных свидетельств о сталинских лагерях ("Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына, "Крутой маршрут" Е. Гинзбург, "Колымские рассказы" В. Шаламова, "Непридуманное" Л. Разгона, "Погружение во тьму" О. Волкова и др.). Все эти годы Евфросиния Антоновна хранила свою рукопись в тайниках, в разных городах у знакомых, боясь обыска и уничтожения книги. Такие опасения имели основания: уровень правдивости и степень разоблачения режима были таковы, что даже при публикации отрывков книги в "перестроечный" 1990 год она подверглась (пусть небольшой, но всё-таки!) политической цензуре. В 70-е годы автору предлагали переправить книгу на Запад, но она отказалась. Привыкла думать, что рукопись предназначена для потомков, для тех времён, когда в Отечестве не будет цензуры...