Поиск
тел. +7 912-68-63-788
e-mail: memorialural@gmail.com

05 07 2012

Памятник жертвам репрессий посетили паломники из Москвы. Братья и сестры преображенского содружества малых братств, уже посещавших другие места упокоения репрессированных, не прошли мимо и этого мемориала. Здесь покоятся, по официальным данным, как минимум 18.474 человека, расстрелянных НКВД в г.Екатеринбурге, в том числе отец известного поэта Булата Окуджавы. Этот достаточно известен за пределами нашего города и даже за пределами страны, в т.ч. в Германии.

Место захоронения, где в семидесятых были найдены останки казненных с тысяча девятьсот тридцать седьмого и по тысяча девятьсот тридцать восьмого, находится на 12 километре Московского тракта и малоизвестно даже среди жителей Екатеринбурга и области. Само существование этой братской могилы долгое время скрывалось, а после – просто не уточнялось ни количество расстрелянных, ни сам факт захоронения репрессированных.

Последний путь репрессированных начинался в здании НКВД (сейчас – МВД) на Ленина, 17. Груженые телами машины выезжали из ворот и направлялись прямо к 12 километру Московского тракта, где и «хоронили» (если можно так назвать происходившее) расстрелянных (в один из дней было расстреляно более трех сотен человек).

Впервые останки расстрелянных были обнаружены в семидесятых во время строительства стрельбища МВД «Биатлон» экскаваторщиком Иваном Дулей – конечно же, с него взяли подписку о неразглашении. Лишь в девяностых он рассказал об этом «Мемориалу». После того, как информация о захоронении стала известна общественности, МВД и КГБ извлекли из пробного шурфа площадью метр на метр останки тридцать одного погибшего. После этого КГБ установили на месте эксгумации: «Вам, безвременно умершим, и видевшим трагедию страны, в душах (не нашел слово) воскресшим, низко кланяемся мы», но не упомянули сути произошедшей трагедии.

Найденные первыми останки пролежали в морге три года, прежде чем мэром города А. Чернецким была создана комиссия по перезахоронению, и создано мемориальное кладбище.

5 июля мемориал посетили паломники Христорождественское братства, приехавшие из Москвы. Стоило группе покинуть автобус, как начался дождь, ливший почти до самого конца посещения мемориала. Вскоре вся группа, в которой были и дети, разбрелась между каменными плитами, где крепились таблички с именами убитых. В молчании паломники бродили, вчитываясь в имена и фамилии. Когда они собрались вновь в центре мемориала, то начали молитву, пока ослабевший летний дождь моросил с небес. После нее группа собралась было покинуть мемориал, как оказалось, что хранитель дома-музея Г.Филипов ожидает около дверей. Паломники, улыбаясь, сказали, что знак Божий, и прошли внутрь, чтобы осмотреть экспозиции и пообщаться с человеком, много лет занимающимся поддержанием мемориального комплекса в порядке.

Дом-музей был закрыт, никаких объявлений о времени работы. Когда спиливали деревья, расчищая местность под строительство, рабочие вырыли несколько канав, куда сбрасывали обрезки, гниющие сейчас под фундаментом, отчего тот проседает, разрушая целостность площадки. Мемориал приходится время от времени ремонтировать – но на капитальный ремонт денег нет. Почему бюджет столь невысок, думаю, пояснять не стоит… И, тем не менее, сразу видно, что о мемориальном комплексе заботятся, что несмотря на все – не дают ему разрушиться, поддерживают как могут, а его хранитель, Герман Филиппов, старается развивать его.

Так почему же место захоронения с самым большим в России количеством известных имен; захоронение, где покоится отец великого поэта Булата Окуджавы; столь обойдено вниманием как общественности, так и властей? Ведь эти люди и их трагедия достойны памяти всего города и всей страны. Всего лишь в трёх километрах от этого места находится торговый центр «МЕГА», но к самому мемориалу фактически не идет никакого общественного транспорта, что, несомненно, затрудняет его посещение; а добравшись до братской могилы, возникают и трудности по возвращению в город из-за отсутствия вблизи транспортной развязки.

Может быть, нам просто стыдно вспоминать о тех временах, когда понятия были подменены, когда люди закрывали глаза и оставались глухи? Если так… зря. Забывая уроки прошлого, мы обрекаем себя (и, что важнее, своих детей) на повторение ошибок в будущем. Горько и сложно признавать ошибки, но лишь так мы можем развиваться и избегать их. Эти люди достойны памяти, а их жертва должна стать трагическим уроком.

^ Наверх