Поиск
тел. +7 912-68-63-788
e-mail: memorialural@gmail.com

Наталья Эстемирова

Её друзья и знакомые в один голос говорят: не правда, что она не боялась. Как любому другому человеку, Наталье Эстемировой не чужд был страх если не себя, то хотя бы за свою маленькую дочь Лану. Но это ничего не меняло. Она искала следы преступлений, о которых боялись говорить даже самые заинтересованные люди – потерпевшие. Она требовала наказания виновных, не оглядываясь на то, какую должность занимают преступники и на каком влиятельном посту находятся их покровители. Наверное, ни разу в жизни Наталья Эстемирова не пошла против своей совести, и именно та диктовала ей закон верности до самого конца.

Правозащитница, заступница, учитель, журналист и просто Человек с большой буквы Наталья Эстемирова была убита 15 июля 2009 года в Чечне, где много лет собирала и расследовала факты вопиющих нарушений прав человека: расстрелов без суда, пожогов домов с семьями мирных граждан, избиений и похищений людей. Точно также исчезла в день своей гибели и сама Наташа. Утром её похитили неизвестные. В тот же день на территории Ингушетии был найден её труп с огнестрельными ранениями. Вопрос о том, кто убил женщину, до сих пор остаётся открытым. Во вторую годовщину смерти правозащитницы в Екатеринбурге, как и некоторых других городах России, правозащитное общество «Мемориал» провело вечер памяти, на котором собрались как люди, лично знавшие убитую, так и те, кто не имел счастья быть знакомым с нею, но, тем не менее, вдохновлён её примером. В рамках вечера был показан фильм «Кто убил Наташу?», снятый по заказу французского телевидения журналисткой Милэн Солуа.

Председатель Екатеринбургского общества «Мемориал» Анна Пастухова вспоминает: с Натальей Эстемировой они познакомились в Екатеринбурге в начале 2000-х, в короткий промежуток между двумя чеченскими войнами. Недавно вернувшаяся из Грозного Наташа обратилась в «Мемориал» за помощью – она, обладательница чеченской прописки, не могла устроиться на работу в России, постоянно сталкиваясь с недоверием и клише «террористки».

– Наташа так понравилась нам всем в первую очередь как человек, что каждый сотрудник нашей небольшой организации пожертвовал пять долларов из своей и без того маленькой зарплаты, чтобы собрать ей ставку. Так она и стала нашим пресс-секретарём, – вспоминает Анна.

Первым серьёзным делом Натальи Эстемировой в Екатеринбурге стало расследование деятельности фонда «Город без наркотиков», точнее, реабилитационного центра и проходившими в нём пытками и унижениями людей.

– Казалось бы, уже привыкшая жить в условиях войны, под пулями, среди унижений и бесправия людей, Наташа тем не менее очень живо реагировала на любое попирание человеческого достоинства, – рассказывает Анна.

– Её шокировало, когда людей унижали.Большой аналитический материал по сомнительному ребцентру Эстемирова подготовить не успела – ей нужно было срочно вернуться в Грозный, где она и осталась, начав работать учительницей. По словам уральских друзей Натальи, они никогда не забудут своего ужаса от привезённых Натальей детских сочинений, в которых пятиклассники писали, что пережили во время штурмов Грозного.

– Пострадавшие боялись рассказывать о преступлениях, которым были свидетелями, – вспоминает Анна Пастухова, приезжавшая несколько лет назад к Наталье в Чечню.

– Они понимали, что их могут уничтожить карательные отряды из той самой прокуратуры или милиции, в которую они обращаются. Но Наташе они без страха рассказывали всё. Она действительно была для них заступницей, и ей полностью доверяли.

Материалы своих расследований журналистке приходилось добывать в прямом смысле слова под пулями. Незадолго до смерти Наташу вызвали к себе высокопоставленные чиновники из руководства Чеченской республике и дали понять, насколько нежелательны её материалы. Именно тогда у Натальи всё же возникла мысль уехать из Чечни, но своё намерение она осуществить не успела – чувство долга оказалось сильнее. Однако своё последнее расследование ей так и не удалось завершить…

По официальной версии следствия, Наташу убили боевики шалажинского джамаата в отместку за публикацию материалов о боевиках и Алхазуре Башаеве (о том, что он вербовал боевиков). Однако, по мнению правозащитников, она не выдерживает никакой критики, а правда не установлена до сих пор.

– Масштаб, результаты и опасность работы Наташи мы до сих пор не осознали в полной мере. Ведь она жила и работала на войне: каждый день под пулями, – отмечает член Екатеринбургского «Мемориала» Елена Макей.

– Дело, которому Наташа посвятила себя - борьбе за права людей – жертв войны и террора в Чечне – даёт результаты: меняется сознание людей. Люди стремятся к свободе в несвободной стране.

Мария Лонгина

^ Наверх