Память об исторических трагедиях сохраняется как прививка от их рецидива. Накануне исторических катаклизмов тем обычным людям, кто «не занимался политикой», кто жил с опущенной в свою повседневность головой, тоже казалось, что все политическое либо – очень далеко, либо - слишком высоко. Попадание в водоворот войн, революций, репрессий всегда непредсказуемо и внезапно для аполитичных людей, отмахивающихся от исторической памяти. Задача политики памяти, миссия общества Мемориал – пробуждать граждан от исторической спячки, от сладких грез, легкомыслия и беспечности.
Особенно трудна и потому особенно необходима такая работа с молодежью, тут нужен такт, ощущение меры, чтобы, с одной стороны, заронить или поддержать в юной душе чувство гуманности, а с другой стороны, не ранить ее до степени разочарования в человечестве и нигилизма. Часто приходится слышать о «шекспировской» трагичности ГУЛАГА и Холокоста; действительно, чтение трагических произведений подготавливает к встрече с пограничными ситуациями в жизни. Но «виртуальность» шекспировских страстей не идет ни в какое сравнение с подлинными, грубыми и пронзающими убийствами и глумлением над человеком в концлагерях Гитлера и Сталина.
Этим сложнейшим вопросам была посвящена лекция, прочитанная координатором Уральского Мемориала Анной Пастуховой студентам Гуманитарного Университета г. Екатеринбурга 21 марта 2019 года.
А.Пастухова рассказала об истории создания Всероссийского Общества Мемориал и Уральского Мемориала во времена горбачевской Гласности; о движении за установление памятников жертвам политических репрессий в столице и регионах России. Особенно подробным был рассказ лектора о Мемориале 12 км, об установлении на нем скульптуры Эрнста Неизвестного «Маски скорби». А.Пастухова поделилась личным воспоминанием о дне 10 августа 1991 г., когда на 12 км состоялось торжественное перезахоронение останков репрессированных. Анна Яковлевна продемонстрировала фотокадры того дня. Один из потомков репрессированных практически упал на нее в обмороке, не выдержав процедуры эксгумации, видов черепов, продырявленных выстрелами палачей…
Рассказывая о судьбах жертв Большого Террора 37-38 годов, А.Пастухова, как опытный в прошлом преподаватель литературы, с большой художественной выразительностью изобразила мучения их родных и близких, муки ожидания и неизвестности. Людей «брали» и высылали в лагеря «без права переписки», часто сразу расстреливали, а факт расстрела коммунистические власти утаивали от семей. Оставляли хоть слабую надежду, лавировали, опасаясь сопротивления, боялись создать бесповоротных мстителей за беззакония. Затем, уже во времена хрущевской Оттепели, еще оставшимся в живых родственникам все-таки начали раскрывать полуправду: да, скончался в лагерях в 41-43 годах. Списывали на войну свои довоенные преступления, разбавляли личное горе общенародным. И лишь во времена Горбачева и Ельцина появилась возможность, уже не для матерей, жен, братьев или даже детей, а только для внуков и правнуков узнать полную правду: что расстреливали сразу после ареста и врали, врали, врали… Управиться с такой фактурой, чтобы это описать и выразить, было бы нелегко и Шекспиру…
В своем выступлении А.Пастухова затронула также тему сравнительной политики памяти в других странах, прежде всего в Германии; рассказала о своих поездках в бывшие нацистские концлагеря, которые сегодня все превращены в музеи. И, конечно, поговорили о Холокосте, о сотрудничестве между Уральским Мемориалом и израильским музеем «Яд вашем».
А.Пастухова провела своего рода социологическое исследование, предложив студентам написать на листках различного цвета три наибольших ожидания от жизни. Затем эта «карта желаний» будет использоваться в работе Уральского Мемориала с молодежью, которой может адресоваться вопрос: а что было бы, если бы эти желания были бы загаданы накануне 37-38 годов?
Выступление закончилось приглашением аудитории к участию в конкурсе «Образы памяти», победителей которого ждет поездка на стажировку в Европу. Программа стажировки разработана и поддерживается европейскими просветительскими организациями. Особо востребованный жанр представляют видеоблоги, а также эссе на правозащитные темы.